В начале 2000-х олигархам был преподан серьезный урок (судьбы
Березовского-Гусинского-Ходорковского), и они его выучили — не пытаться
интриговать против Кремля в первую очередь, не вести публичной борьбы,
реализовывать свои политические амбиции, если они, все-таки, имеются,
через «Единую Россию», а если места там заняты — то через парламентские
«оппозиционные» партии.
Предстоящие в марте 2018 года ВЫБОРЫ, послужили ускорителем процессов по выявлению того, КАКИЕ ныне СУЩЕСТВУЮТ интересЫ предпринимательского сообщества и есть ли они вообще?
Павел Грудинин. Будет уместным сравнить его с
другим видным деятелем аграрного бизнеса — Виктором Семеновым, ставшим
министром сельского хозяйства в сорок лет. Они одного поколения,
родились в Подмосковье, закончили столичные аграрные вузы, примерно в
одно время стали директорами соседних совхозов (между ними — 10 км) у
МКАДа — Грудинин возглавил совхоз им.Ленина, Семенов — «Белую Дачу». Но
Семенов рано стартанул в большую политику. Кандидат от КПРФ только начинает подниматься в
федеральную политику и у него все впереди.
При этом оба хозяйства прошли схожий путь, типичный для тех, что
оказались в зоне мегаполиса. От собственно сельского хозяйства у каждого
осталось лишь узкое направление, у Грудина — выращивание клубники, у
Семенова — салатов. Надо понимать, что грудининский совхоз — это не
некая деревня, а вполне себе район Москвы находящийся на самом МКАДе — с
новейшими многоэтажками, с торговыми центрами «Аутлет центр БрендСити»,
Leroy Merlin, «Вегас», «StarLight Cash & Carry» и т.д. «Белая Дача» Семенова ушла дальше по пути модернизации, и если сравнить
сайты ее и совхоза им.Ленина, это бросается в глаза. В первом случае и
дизайн ультрасовременный, и основное направление подчеркивается как
девелопмент, салаты упоминаются где-то в конце, и вся лексика
соответствующая — инжиниринг, логопарк и тому подобное. Во втором случае
не стыдятся ни «совхоза», ни «Ленина», и дизайн элементарный. Однако
девелоперские проекты, называемые здесь по старинке
«строительством», также упоминаются.
Таким образом, Павел Грудинин — это не просто бизнесмен-аграрий, но
бизнесмен новой формации, прекрасно знакомый с современными технологиями
зарабатывания денег. В нем сочетаются противоположные качества,
способные притягивать самые разные слои избирателей — сельское хозяйство
и жизнь в большом городе, он не радикал, не член КПРФ, не в оппозиции
правительственному курсу, предприниматель, но социально ориентирован,
русский патриот.
Популярность и известность пришла после выступления на Московском экономическом
форуме в декабре 2015 года, где он предстал как защитник отечественного
предпринимательства, от отечественной же бюрократии. МЭФ — это детище
другого бизнесмена, Константина Бабкина, президента холдинга «Новое
содружество». Он долгое время пытался вести свою игру, стараясь не
слишком сближаться с государством, отстаивая хоть какую-то автономность
по отношению к его структурам. (Тут нельзя не вспомнить ныне забытого, а
когда-то очень известного и амбициозного главу «Майского чая» и
«Деловой России» Игоря Лисиненко, который тоже пытался выступать в
политике относительно независимо.)
Грудинин критикует правительство, но именно в рамках допускаемой парадигмы, он не предлагает революции. Если попытаться вывести его базовую характеристику, то это — осторожность без сервильности.Важно также понимать, что Грудин — порождение, во многом , современных инфор-мационных технологий, а именно социальных сетей и Youtube /Метод Трапа/. Именно там начали в последние два года ходить ролики с его колкими и ироническими выступлениями. Его имидж складывался в интернете, природная харизма (лидерские качества плюс умение выступать) умножилась на возможности по тиражированию в сети.