Header Ads

Медиа - Сеть

СВОБОДА ВЫБОРА - СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА | СФЕРА СВОБОДЫ



Что есть свобода выбора?
 Что такое свобода? Существует ли абсолютная свобода? Что есть свобода выбора? Что такое сам выбор и сколько его бывает, если оценка качества или количества вообще применима к этому термину. Сколько и когда нужно выбирать и сколько брать выбора? Это вообще все нужно?


   Приведем простой пример. Некий преподаватель набирает группу учеников для того чтобы дать им краткий курс своего предмета. При этом преподаватель считает себя мастером своего дела, не как преподаватель, а как сущность, познавшая на отлично предмет преподавания. Начинается учебный процесс, в течение которого группа учеников должна освоить краткий курс предмета обучения.
    По окончании курса в процессе тестирования преподаватель понимает, что каждый из учеников освоил только часть предмета, а не весь курс в целом. Мастер предмета списал такие не очевидные результаты обучения на самих учеников.
  Повторимся, каждый взял только часть, но не весь курс полностью, который, как предполагал преподаватель, он знает и хорошо преподает, и необходим весь целиком учебной группе. Возникает вопрос, может преподаватель, как специалист учебного предмета отличный, а как учитель никуда не годится? Нет и  в том и другом случае, мастер и преподаватель предмета хорошо знает и обучает предмету. Тогда может ученики нерадивые? Ученики тоже нормальные. В чем тогда дело?
    Чтобы понять нужно представить другую ситуацию. Берем ту же группу и даем им читать хорошую, но малоизвестную книгу, книгу мастера слова, но еще просто не напечатанную, поэтому и неизвестную. Каждый из участников группы имеет разную профессию, разный социальный статус, разный возраст и пол. Далее спрашиваем их, понравилась им книга или нет? И да, всем книга очень понравилась. Но если предложить им рассказать, чем именно она понравилась, каждый опишет свой абзац и по сути картинка у всех хоть и будет похожей, но все же очень разной. Почему так происходит? Книга одна, писатель один. Читатели ее  читали в одном месте и в одно время.
     На этот вопрос каждый, наверное, даст правильный ответ - люди же разные все: возраст, пол, социальный статус.  На самом деле признаки, которые отличают участников группы, тут не причем. Просто это сработал закон свободы выбора или, вернее, механизм свободы выбора, в той мере, как его понимают высшие существа.
     Мастер написал хорошую книгу и отдал ее читать всей группе без условий. Наверное, у писателя была какая-то цель, когда он ее писал, для чего он пишет, но на обложке писатель не указал свои мотивы. Группа прочла, и всем понравилась произведение. Но каждый смог отметить только свои моменты. Каждый взял свое, а не всю книгу целиком, в то время когда ему это было нужно - ведь он сам пришел на курс. Оценки качества и количества, присущие только человеку.
    Это свобода выбора? Да? Правильным ответом будет нет, на самом деле. Это свободный обусловленный выбор. Ученики сами пришли на курс - Да! Они сами прочитали книгу да - Да! Произведение им понравилось - Да!
     На самом деле книгу они прочитали, чтоб пройти курс обучения, а не потому, что им хотелось выбирать или читать книгу. Когда им дали книгу, они только знали ее название, но согласившись ее читать, автоматически стали ограничены только самой этой книгой, а не книгами вообще. Пока не прочитаешь книгу, нельзя заранее сказать, понравилась она или нет, а если нет. Читателю стоит выяснять, почему она ему не понравилась, или это только для автора имеет важное значение. Наконец, пока не прочитаешь книгу до конца, не ясно из чего придется выбирать! Кроме того, до момента прочтения книги каждый из участников добирался до курсов на своем "автобусе" и за разное количество лет.
     Многие знают расхожую детскую фразу: "...Ща как дам, не унесешь...". Если немного переформулировать, то этот дающий обладает некой нужной ценностью без ограничений и может ее дать в любом количестве. Берущий должен выбрать, сколько ему нужно такой ценности, для того чтобы он смог ее унести. Это свобода выбора?
    Вернемся к самим курсам и преподавателю. Каждый из группы, как мы уже сказали, взял только часть курса, но не весь курс целиком, который преподаватель считал важным и ценным знанием. Другими словами, каждый курсант взял из курса только свою ценность, в количестве, которое готов и сможет унести. В образовательных рамках такой "сумкой"  чаще всего является интеллект, образовательный и социальный уровень ученика, а также цель , которую он преследует,  придя на курс. Учитель давал весь курс целиком, но его разобрали по кусочкам. Не факт, что если попробовать сложить групповой пазл курса, то по содержанию он хотя бы отдаленно станет напоминать оригинальный курс преподавателя.
    Каждый из учеником до курсов много раз делал свой не свободный, обусловленный выбор, не зная вообще, из чего придется выбирать и какие последствия будут у такого выбора! Никто не знал, кем он родится, в какое время, на каком континенте. Герою русской народной сказки повезло больше всех, когда он пришел на свой перекресток трех дорог. Он хотя бы знал из чего из каких обстоятельств или какую дорогу он выбрал.
    Но даже если вам известны все курсы и таким образом все дороги, может показаться, что это свободный выбор, ведь известно из чего выбирать! Но нет, поскольку заранее неизвестны последствия такого выбора. Ведь не известно, какой именно фрагмент книги понравится больше всего. А вашему преподавателю не известна возможность существования самого выбора, ведь он не знает заранее, какую часть его курса вы изберете как ценность и унесете с собой!
     Как еще можно или нужно, узнать про выбор много нового. Посмотрите фильм "Матрицу". В этой классической трилогии хорошо отражены многие грани и философские композиции современной социальной модели мира. Конечно, просмотр фильма, не обеспечит в дальнейшем свободный выбор и даже, наоборот, наложит некие ограничения по выбору. Ведь любая полученная информация позволяет контролировать ее получателя. Но все же, это позволит на чуть-чуть расширить границы горизонта ваших событий!



СЕТЬ | ЗНАКОМСТВА СВОБОДНЫЕ            ____________________________________________________

Комментариев нет:

Технологии Blogger.